Формула-1. Домашняя страница ЕВКУСа

 



Обзор Гран-при Монако-2001:

Квалификация:

Важность поговорки в Формуле-1

Прошедшая в Субботу квалификация завершилась тем, чем и должна была завершиться: победой "Макларена". Вот только обладателем поула все представляли Мику Хаккинена, доминировавшего во всех тренировках. Но финну вновь не удалось закрепиться на поуле. Удача снова обошла его стороной, предпочтя Култхарда.

Обычно я не рассказываю о проходящих перед квалификацией тренировках, но на этот раз посвящу им один абзац. Дело в том, что две команды выехали из боксов не совсем в обычной конфигурации: У "Эрроузов" на передней подвеске было смонтировано дополнительное антикрыло, вроде бы запрещённое правилами в далёком 1970-ом году, у "Джорданов" посреди носа машины был прикреплён канделябр - тот самый, который был запрещён в 1998-ом году после инцидента с Алези, зацепившимся этим крылом за провода боксов соседних команд. На что же надеялись команды? Неужели "ФИА" забыла о собственных запретах? Нет. Через несколько часов после тренировок новые крылья были запрещены и "Эрроузу" с "Джордану" пришлось забыть о дополнительной прижимной силе.

Первыми во время квалификации на городскую трассу выехали "неполноценные" "Эрроузы". В этом году они не могут бороться за  высокие места в квалификации, так что такие ранние выезды не более, чем шанс для самоутверждения. Время "Стрел" никого не впечатлило: 1.23,5 у Ферстаппена и 1.23,6 у Бернольди. Вильнёв, появившийся на треке третьим, тут же сбросил с времени поула две с лишним секунды.

Следующим на вершине оказался Френцен, проехавший круг чуть быстрее 1'21. Но и ему не долго пришлось быть лидером, причём сместил его оттуда не совсем тот, от кого это ожидали: Джианкарло Физикелла! В кои-то веки "Бенеттоны" выбились из аутсайдеров в середняков, хотя это можно сказать о Физико, Баттон свои позиции по сравнению с прошлыми гонками почти не улучшил. Видимо, после удачного прошлого года он не смог настроиться на более плохие места. 

Первым из 1'20 вышел Ирвайн, также явно подтянувшийся по сравнению с предыдущими квалификациями. Здесь, видимо, виновата специфика городской трассы: более опытные пилоты едут быстрее новичков: сравните Физикеллу и Баттона, Ирвайна и де ла Росу, на тот момент бывшего лишь пятым.

Но даже опыт не помог Эдди сохранить свои позицию. Ведь "Макларен" с Хаккиненом за рулём явно сильнее связки Ирвайн-"Ягуар". И время Мики ещё одно тому подтверждение: 1.18,552. Далее проследовало очередное подтверждение о значении опыта в Монако: Панис на более медленном "БАРе" проехал круг быстрее Монтойи на более быстром "Уильямсе".

Интересно, правда ли дополнительное крыло улучшает аэродинамику?

Несколько неожиданным стал результат Култхарда. Нет, в том, что он может опередить Мику, никто не сомневался. Но ведь отыграл Дэвид у финна целых 4 десятых. Нельзя верить результатам тренировок. Тем временем, Ральф Шумахер неплохо квалифицировался третьим (1.18,672), всего в десятой от Хаккинена. А вот Баррикелло не смог толком показать возможности "Феррари": 1.19,248 и только пятое место. Михаэль же и вовсе оказался на 22-ом месте со временем, не входящем в 107%: на своём круге он встретил две помехи в лице "Эрроузов" и однажды даже не вписался в поворот. Счастье, что это было на выходе из тоннеля и немец не потерял основную машину.

Но, выехав одним из первых на вторую серию из трёх кругов, Михаэль сумел-таки неплохо проехать по трассе: второй результат (1.18,386). Так что немец не повторил судьбы Хаккинена, который в прошлом году до последних минут был лишь 18-ым. В это же время на второй попытке Френцен и Физикелла снова улучшили своё время, став соответственно шестым и седьмым. Но эти события были отодвинуты на второй план двумя выстрелами "Макларена": сначала Култхард (1.18,029), а затем и Хаккинен (1.17,957) показали лучшее время квалификации. А чуть позже Михаэль и вовсе остался четвёртым: помог собственный брат Ральф: 1.18,268. Рубиньо же опять не показал ничего выдающегося: 1.18,867 и снова пятое место.

Михаэлю надоело столь беспардонное отношение к трехкратному чемпиону мира и он в третий раз отправился на штурм поула. И наконец-то получил его, на три десятых обставив Хаккинена. Мика контратаковал, но смог лишь приблизиться на две десятых: 1.17,749. И не зря, иначе бы оказался позади Баррикелло, наконец-то сумевшего показать время, подобающее пилоту "Феррари" - третье. Ральф выше пятой позиции подняться не смог, Култхард вообще не улучшил свой результат.

Первым на последнюю попытку выехал Френцен. Забыл Хайнц поговорку "посмешишь - людей насмешишь". не знаю, насмешил ли кого-то разворот немца при входе в тоннель, но уж время своё пилот "Джордана" после этого улучшить,

Для Култхарда борьба за победу закончилась на прогревочном круге.

естественно, не смог. Наученные горьким опытом Френцена, остальные лидеры потянулись на трассу ближе к истечению официального времени квалификации. И Култхард сумел-таки стать первым, на две десятых обогнав Михаэля. У немца было в запасе два быстрых круга, и он действительно два раз пробовал превзойти время шотландца. Первый раз сделать это ему не удалось, а второй круг Михаэль так и не закончил, разбив болид в изгибе "Портье". Ничему не научил Шумахера инцидент с Френценом.

Гонка:

Очередной "нечётный" триумф Михаэля

95-ый, 97-ой, 99-ый, 2001-ый. Что общего между этими годами? Человек, не особо увлекающийся Формулой-1, отметит, что все года нечётные. Более искушённый болельщик добавит, что в эти года Михаэль Шумахер побеждал на сложнейшей трассе в Монако. Теперь по общему числу побед в княжестве немец отстаёт на одну от Сенны и уже сравнялся с "хозяином Монако" Грэхэмом Хиллом.

Проблемы "Макларенов" со стартом становятся хроническими. Третью гонку подряд, начиная с первого "электронного" гран-при Испании, один из гонщиков английской команды не может отправиться в бой со своего законного места. Причём если Хаккинен не смог сделать это во время старта, автоматически исключив себя из гонки, то Дэвиду не везёт на прогревочном круге, что оставляет ему призрачные шансы на очки, которыми шотландцу всякий раз удаётся воспользоваться. Но об этом надо говорить на финише, а пока вернёмся к старту. 

Старт не изменил позицию в группе лидеров: первая пятёрка осталась прежней.

 

Первая четвёрка лидеров стартовала одинаково хорошо, не поменявшись местами. Чуть позади Монтойя опередил Ирвайна, не пропустившего однако Трулли, Вильнёва и Физикеллу. Уже на первом круге активная борьба привела к столкновению в "Лёвсе" Хайдфельда и кого-то из "Эрроузов". В результате, гонку покинул первый. Култхард также развил бурную деятельность, быстро пройдя Бурти и Маркеша.

А вот дальше с продвижением наверх и Дэвида начались проблемы: Бернольди, пропустивший вперёд более быстрого Ферстаппена, ни в какую не хотел уступать дорогу Култхарду, раз за разом пытавшемуся пройти Энрике в повороте "Мирабо". А вот у Ферстаппена с обгонами дела обстояли получше: после Бернольди Йос быстро расправился и с Алонсо, и с Баттоном. Панис и Райконен сдались без боя, по разным причинам побывав в боксах уже в начале гонки. И если Панис так и остался на пит-лайн, то Райконен спустя пять кругов снова появился на трассе.

Но не эти потери гонки стали главными: впереди, находясь в менее чем двух секундах от Михаэля, начинает терять скорость Хаккинен. Сначала это проявляется в пропуске Баррикелло, а через круг - и вовсе в сходе. Таким образом, впереди остались две "Феррари", вяло преследуемые Ральфом Шумахером. Второй "Уильямс" под управлением Монтойи на тот момент в гонке уже не присутствовал: на третьем круге Хуан-Пабло, плохо знающий трассу, не справился с

В очередной раз Хаккинену не повезло.

 управлением и врезался в рельс.

После этого гонка оживляется лишь многочисленными сходами. Выбывание де ла Росы и Бурти на делёж очков не повлияло, а вот взрыв мотора на машине Трулли вывел на пятое место Вильнёва, а на шестое - Физикеллу. Но там "Бенеттоновец" долго не продержался. Первый контакт с отбойником в "Сент-Девоте", как ни странно, не повлиял на скорость итальянца, но второй "поцелуй" добил-таки подвеску его машины, выведя Алези на шестое место.

Произошло сие событие на 43-ем круге, как раз перед пит-стопами. Явно что-то случилось с механиками "Эрроуза". Может, солнечный удар помешал нормально обслужить как Ферстаппена, так и Бернольди, потерявших из-за этого несколько мест? Так или иначе, но за счёт этого Култхард наконец-то вышел но оперативный простор, продемонстрировав истинный потенциал "Макларена" быстрейшим кругом. Посодействовал шотландцу в этом и Алонсо, почему-то пропустивший Култхарда безо всякой 

Култхард потерял позади Бернольди 
очень много времени.

борьбы. Может быть, он забыл, что в данный момент борется за позицию, а не пропускает на круг?

Ещё на два места вверх Дэвид выдвинулся после аварии Френцена, случившейся не популярном для таких событий первом повороте, а на выходе из тоннеля, и схода в боксах Ральфа Шумахера. Больше никто Култхарду помогать не стал и шотландцу пришлось пришлось все усилия, чтобы за счёт пит-стопов опередить Баттона и стать шестым. Пятое место досталось гонщику "Макларена" совершенно случайно: медленный прокол на машине Алези заставил того лишний раз заехать в боксы и отдать Култхарду пятое место. Но особо огорчаться по этому поводу Жану не стоит: ведь на первое в этом году очко "Проста" никто не претендовал.

У пары лидеров из "Феррари" никакой борьбы не было, хотя Рубиньо на последних кругах начал приближаться к Михаэлю. А вот третье место обрело неожиданного владельца: Ирвайн за всю гонку никого не опередил даже на пит-стопе, но все равно после многочисленных сходов вышел на призовое место. Понятно, что Жака Вильнёва такой поворот событий не удовлетворял и на последних кругах канадец сделал всё возможное, чтобы отобрать третью позицию. Но Эдди не дал Жаку никаких шансов, принеся "Ягуару" первый подиум в истории.

Четвёртая в этом году победа Михаэля Шумахера снова увеличила его отрыв от главного соперника в лице Култхарда. В тоже время, "Феррари" на 30-ть очков оторвалась в Кубке Конструкторов от "Макларена" и теперь англичанам придётся сильно попотеть, чтобы восстановить статус-кво и выйти вперёд. Тем интереснее будет гран-при в Монреале 10 Июня.

Евгений Кустов

вверх